Как вести читательский дневник: содержание и оформление
В читательских дневниках школьники и некоторые взрослые ведут записи о прочитанных книгах, записывают сюжет, краткие характеристики главных героев, впечатление от произведения, главные мысли, делают рисунки. Такой дневник учит анализировать прочитанное, излагать мысли письменно.
Автор развивает в себе способность думать, сопоставлять, делать выводы — важнейшие навыки для обучения и жизни.
Содержание:
- Что такое читательский дневник
- Как правильно оформить читательский дневник
- Пример странички из читательского дневника
Что такое читательский дневник
В читательском дневнике записывают сведения о прочитанных книгах.
Дневник помогает вспомнить:
- Название;
- Автора произведения;
- Сюжет.
Это основные части его содержания.
Как правильно оформить читательский дневник
Сегодня в книжном магазине можно купить изданный в типографии дневник с определённой структурой, оформлением. Но интереснее и полезнее создать дневник самостоятельно, взяв обычную тетрадь в твёрдой обложке или блокнот, небольшой альбом.
Обложка тетради станет титульным листом, далее — оглавление, сам дневник, свободные страницы — например, для читательских планов, словарика новых слов, других записей по желанию.
Титульная страница дневника
На титульной странице нужно написать:
Пример титульной страницы
- «Читательский дневник»;
- Свои имя и фамилия;
- Школа и класс.
Здесь же можно что-то нарисовать, приклеить картинки, даже свою фотографию.
Не нужно стремиться, чтобы титульная страница была обязательно связана с чтением — пусть она выражает интересы читателя, его личность, будет просто красивой. Важно, чтобы дневник вызывал приятные чувства, чтобы к нему хотелось возвращаться.
Иногда титульная страница перестаёт нравиться автору дневника — можно просто приклеить на старую обложку чистый лист и создать новую, и даже не один раз. В этом нет ничего страшного — в этом творчество, развитие!
Оглавление
Это не обязательная страница дневника, но очень удобная. Она позволяет быстро найти произведение, особенно в том случае, когда дневник ведётся не первый год.
Пример оглавления
- Аксаков С. Т. Аленький цветочек ………………….стр. 3
- Дж. Родари. Путешествие Голубой стрелы………стр. 4
- Драгунский В. Девочка на шаре………………………стр. 5
Страницы дневника
Обычно читательский дневник имеет несколько разделов — их количество и содержание определяет учитель или сам автор. Для каждого произведения заполняют часть или всё из перечисленного:
Пример содержания
- Автор и название, даты начала и окончания чтения
- Краткое содержание
- Главные герои, характеристика
- Главная мысль
- Впечатления от прочитанного
Пункты можно оформить графами, в виде таблицы, но удобнее делать записи как в книге, каждый пункт оформляя в виде подзаголовка. Тогда внутри записей легко поместятся рисунки, картинки, которые значительно облегчат довольно трудное занятие — заполнение дневника. Писать и рисовать намного интереснее и легче: рисунок помогает думать и формулировать мысли.
Пример странички из читательского дневника
-
Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
прочитано __ _____ 20__ года - Краткое содержание
Старик и старуха живут у моря. Старик ловит рыбу, старуха прядёт. Как-то старик выловил золотую рыбку, которая сказала, что исполнит его желания, если старик выпустит её в море. Старик выпустил рыбку просто так. Но старуха стала ругаться, заставила выпросить у рыбки сначала новое корыто для стирки. Потом старуха потребовала новый дом, захотела стать дворянкой, царицей, владычицей морской.
Каждый раз, когда старик приходил к морю, оно становилось все более грозным. А в последний раз на море была чёрная буря. Не исполнила рыбка последнее желание старухи. Когда старик пришёл с моря домой, увидел, что вместо дворца снова землянка, на пороге сидит старуха перед треснувшим корытом.
- Главные герои, характеристика
Старик — трудолюбивый, спокойный, добрый и бескорыстный (отпустил рыбку без выкупа), не имеет характера — во всём слушается старуху.
Старуха — ворчливая, злая, жадная, любит командовать, не слушает ничьего мнения, не помнит добро (захотела, чтобы рыбка служила ей после всего, что получила от рыбки).
- Главная мысль
Жадность не приводит к добру. Если постоянно хотеть всё больше и больше, можно остаться ни с чем. Нужно уметь радоваться тому, что у тебя есть, и быть благодарным за то, что тебе дали.
- Впечатления от прочитанного
Мне понравилась сказка. Старуха мне немного напомнила меня, потому что мне тоже часто хочется всё больше и больше. Теперь я понимаю, что нужно себя перевоспитывать. Если я постоянно буду хотеть нового, то буду очень страдать, потому что всё получить невозможно!
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.